Автотрип добавить в избранное

Автотрип добавить в избранное

Самолеты я полюбила давно. Началось все с первых приключений в Гагры с мамой, когда самолеты стоили относительно дешево, зато лимонад и игрушечные волги от стюардесс становились родителям в приличный рубль. Тогда самолет стал моей эгоистической площадкой, где с соплями и воплями я добивалась покупки ненужной мне безделушки и, посапывая, засыпала у мамы на коленках. Наверное, с тех пор мама начала путешествовать все реже и реже и к моим восемнадцати годам угасла в своих вояжных прихотях навсегда.

К счастью, дух приключений успел закрепиться в крови и характере, и в круглые двадцать мне выпала благосклонность американского консула (для белоруса вначале двухтысячных это внегласно означало «у вас хороший английский и можете позволить себе задрать нос по ветру»).  Я же была барышня с зенитом, и мне достался боинг 747 с полетом в 10 часов, закат и рассвет, фоточки из иллюминатора, трехразовое питание на борту и аэропорт Кеннеди в Нью-Йорке. После знакомства с системой передвижения на автобусах в Америке, я и подавно возненавидела весь наземный транспорт, и добавила самолеты в избранное.

Нью-Йорк, самолет, вид из иллюминатора, Нью-Йорк сверху, вид из самолета

Нью-Йорк из неба, 2005

Сомнения стали закрадываться, когда нэшнл джиографик начал вести репортажи и сочинять жуткие истории об авиакатастрофах. Двадцать пятое чувство меня поставило на место, намекнув, что даже студенты теперь летают на самолетах, и правительство решило сократить это изобилие, играя на страхах. Самолеты, конечно же, продолжали держать лидирующие позиции в моей голове.

Прошлой зимой мы решили улететь семьей в Египет по банальной причине - мы там никогда не были.  Используя простой и очень действенный метод, купили пакет с выбранным мною отелем, питанием и месторасположением. Про безопасность самолетов я не подумала. Статью о чартерах и лоу-костах нашла только через пару месяцев после возвращения домой, основная фишка в которой про самые лучшие самолеты такова: авиакомпании, которые предлагают чартерные рейсы, используют достаточно старое и изношенное авиаоборудование (разваленные самолеты), лоу-косты же, напротив, используют новые самолетики и после пяти лет эксплуатации отдают их в чартеры.

Четыре часа на самолете возраста, наверное, моего (а у меня уже двое детей!), пропеллеры с уровнем звука децибелов стадиона и туалет-электричка заставили поволноваться даже мои мега спокойные авиа нервы. Киргизкие или какие-то подобные азиатские авиалинии попали в немилость и послужили мне уроком: пробивать самолет и его качество нужно вторым пунктом после вопроса «А есть ли у вас номер в отеле на даты икс?»…

Следующим моментом истины, почему на первое место в вопросах передвижения я с недавнего времени поставила автомобиль, стал фатальный случай с благоприятным концом. Еще в марте я забронировала билеты для всей семьи в Бельгию на май месяц в одной из лоу-кост авиакомпаний. Вернее, я их купила. Компании типа лоу-кост деньги в случае вашего отказа от полета не возвращают, но, если это предусмотрено уставом компании, могут позволить вам перенести дату вылета за экстра чадж (дополнительную плату - англ.). У лоу-костов можно поймать достаточно бюджетный вариант билетов (это абсолютно ни на что при вашей посадке не влияет, ваш сосед по авиасалону может оказаться с билетом в раз 5-10 дороже), здесь становится бессмысленным перенос даты - дополнительная плата будет равна стоимости билета или даже больше.

самолет, небо, облака, крыло самолета, вид из окна самолета, вид из самолета

Девушка с зенитом, 2005

Попасть на самолет 14 мая нам было не суждено. Весь май погода в странах Северного моря стояла не майская, и друзья советовали нам не расстраиваться: при такой погоде весенний Брюссель не весенний Брюссель, и лучше нам прилететь в другой раз. Меня бы все это утешило, если б мы с Ксеней (младшая дочь) не попали в кунцкамеру инфекционной больницы на десять дней и не потеряли  280 евро за билеты (на четверых + багаж). Учитывая тот факт, что за  два года до этого мы с мужем подарили компании ryanair два свободных места по маршруту Краков-Барселона и обратно стоимостью в 120 евро,  а три года назад пропал один из моих билетов Вильнюс-Париж за 30 евро, то  авиакомпания должна была найти нас, сделав предварительный звонок по телефону, и прислать курьера с букетом извиняющихся роз и конвертом (с туром для двоих на Мальдивы:)). Конечно же, ни роз, ни конвертов, ни банальных извинений, а только стресс и разочарование.

В какой-то момент я приняла тот факт, что самолеты заставляют нас зависеть от их расписания и меня это не устраивает. Путешественник, который гуляет сам по себе, может позволить  легкость бытия, выдумывая стыковки самолетов и при этом оставаясь уверенным в очевидности полета.  Даже если у него (нее) будет сломана нога и высокая температура, ради жажды приключений он(а) плюнет на казусы здоровья и отправится в запланированный трип. Такой ход событий не устроит маленьких детей и нас, как их родителей. Где альтернатива?

польские дороги, семейный автомобиль

Польские дороги, апрель 2013

Альтернатива стоит у вас/нас под окном и ждет, когда мы найдем время для мойки.  Залил бензин, положил в карман права, забил багажник спальниками, игрушками, модными девайсами, и никто не скажет, что носить это тяжело, а по весу оно не соответствует нормам. Обходится это без дважды переплат: за авибилеты на каждого члена семьи до точки А, а в точке А – за аренду машину. В процессе путешествия на автомобиле можно делать остановки, где захочется, и даже бронировать отели на ходу или не бронировать вовсе, а останавливаться на ночлег, где романтичной душе угодно.  Если же вдруг поездку придется отменить,  в финансовом плане не будет мучений и страданий, в логистическом – отмены одних маршрутов и потери времени на поиск других.

Путешествия на автомобиле с детьми – это не эгоизм по отношению к нашим дорогим потомкам, а всего лишь другой метод познания реальности: из личного опыта, самый страшный детский плач, который я слышала, это был плач при взлете самолетов. Все малыши и детки постарше начинают рыдать и капризничать, при этом мало кто из родителей понимает, что это не только смена атмосферного давления, но и жуткий для юных ушей дискомфорт. Для меня аргумент «путешествие на машине с ребенком или детьми в далекие страны – не реальность из-за детской неспособности сидеть двадцать часов в одном кресле» - это не аргумент. Я в этом уверена хотя бы потому, что на момент наших путешествий на автомобиле моя младшая дочь отказывалась сидеть в кресле на все сто процентов. Как мы решали эту проблему?

Во-первых, наши путешествия на автомобиле с детьми происходили в Европе. Это априори означает, что дети должны сидеть в кресле. У нас минивен, мы переставляем сидения так, что я сижу в последнем ряду с «кнопкой» на руках (иногда я пыталась пристегнуть ребенка в мой ремень, но это оказался не наш метод). Ребенок доволен и счастлив, потому что с мамой, можно играть, есть, а  когда человек заснул, я перекладывала  полуторогодовалую дочь в автокресло (такой же план был у меня на случай встречи фейс ту фейс с дорожной полицией). Так не очень безопасно? Иногда мнимая безопасность для меня является меньшей ценностью, чем психологический комфорт малыша. Конечно, так не безопасно, не выпускайте ребенка из кресла ни за что и никогда, и три часа слез и крика придадут вам уверенности в жизни. У каждого своя политика. По дороге ночью мы всегда остаемся в отеле. Отдых нужен водителю, отдых нужен детям.  Что еще мы делаем по дороге? Оплачиваем платные участки, останавливаемся, выходим размять ножки, пообедать в кафе. Дорога – это потрясающая терапия, для сомневающихся в возможности путешествий на машине с детьми советую еще почитать здесь.

ребенок и автомобиль

Подводя черту: идеальных вещей не бывает, не страдайте перфекционизмом.  Ехать в Тайланд на автомобиле -  не разумно, лететь на самолете в соседний город-столицу порою расточительно. Выбирайте свой путь и будьте счастливы. Бон вояж!

 текст и фото Зарина Бобко