В Хорватию на машине: нюансы транзитных дорог и выбор маршрута

В Хорватию на машине: нюансы транзитных дорог и выбор маршрута

В том возрасте, когда мама звала меня в девять вечера домой, я время от времени спрашивала у родителей:  почему в других странах и моря есть, и вулканы, а у нас - ничего.  Мама хваталась за голову и восклицала:  "Вулканов нам и не хватало!.." Если же подумать, то ужаснее моря белорусу  можно пожелать только  конец света. Приезжаешь на море и на протяжении 20 км береговой линии  здороваешься со всеми: вот дворовый хулиган Петя, который теперь работает в Москве, а на выходных на море приезжает.  На родину.  Здесь под зонтиком прячется бывший одноклассник Василий, который был в тебя тайно влюблен и поэтому все время дергал за косички, а здесь соседи из бабулиной деревни, и им ужасно интересно, почему ты на море родном появляешься редко, а по заграницам катаешься часто.  И так 20 км.  Поэтому все-таки хорошо, что моря у нас нет:  преодолев трудности за место под солнцем в каком-нибудь посольстве,  можно уехать из страны и забыть об отсутствии морского чуда как минимум на недели две.

IMG_9462

Мы решили ничего не планировать (так думала вся семья, зато я по ночам в тайном воздыхании  изучала на форумах особенности балканских культур)  и поехать в Хорватию на машине, если папе дадут отпуск. Отпуск выпадал на август, у нас был автомобиль ("резервирование" дороги отпадает) , по совету любителей Хорватии жилье можно не бронировать заранее (и зря, но об этом позже). Промежуточные отели, как рассказывали, тоже на дорогах валяются - их мы  не бронировали.

Выезжали из Минска  9.08 в пятницу вечером (экипаж: мама-папа, Маша (5 лет) -Ксюша (1,8) , предварительно цветы в горшочках вручив соседям. Серебристый минивен рено эспейс (меня часто спрашивают про машину, поэтому уточняю) + навигатор с видео регистратором roadmaх (Ю. П., это специально для тебя:) ) , коляска-прогулка, спальник (второй купим в Польше), палатка, игрушки-книжки-подушки-пледы и запасное колесо, которое нам очень пригодится. По планам мы собирались на ночь остановиться в Кобрине, утром поехать дальше. Конечно же, утром о своих больших планах мы и не вспомнили: спали как спящие красавицы и один красавиц.

Маршрут я  долго изучала на форумах. У каждого путешественника есть свой проверенный вариант. Поэтому действительно трудно определиться, что выбрать. Несколько моментов я все-таки взяла на вооружение:

1. в навигатор нельзя вводить начальный пункт А и конечный Z. Между А и Z нужно вводить ВСЕ промежуточные крупные пункты, которые вы хотите пересечь, иначе можете поехать по кривым и ломанным дорожкам: навигатор посчитает, что " это зеленый путь ", и вы ему ничего не докажете.

2. заранее лучше просмотреть фишки платных дорог пересекаемых стран и особенности  их пдд  на autotraveler.ru

3. поискать на форумах, какие дороги Польши на ремонте в этом году.

4. чтобы Польшу проскочить максимально быстро, запланировать транзит по РП на выходные (в это время здесь значительно меньше фур, вероятность попасть в их колонну сводиться к нулю).

map1

Маршрут до Хорватии был таков: Минск - Кобрин (здесь живет наша бабушка) - Брест - Бяла-Подляска (заезжали по делам) - Люблин - Красник - Жешув (Rzeszow - обратите внимание на это название для навигатора) - Прешов (Словакия) - Кошице - Мишкольц (Венгрия) - Будапешт - Карловац (Хорватия) -Плитвицкие озера - Слунь  - Sukosan - Brela (Макарска Ривьера)

Возвращаться мы будем другим маршрутом. Почему? В этом маршруте участок по Польше выглядит не самым лучшим образом для быстрой езды: много населенных пунктов (очень маленьких, которые располагаются на промежуточных участках между большими пунктами и вынуждают постоянно снижать скорость), если вы при этом попадете на ремонт дороги (мы не попали), ваше перемещение еще значительно замедлится.

По советам бывалых путешественников Австрия была рекомендована для просмотра даже по трассе. Поэтому мы решили посмотреть ее на обратном пути, а заодно эмпирическим путем убедиться, какой же маршрут удобнее для езды в Хорватию. Признаться честно, чтобы посмотреть горные красоты Австрии, нужно ехать совершенно по другим маршрутам с конкретной целью посмотреть бесподобные серпатины Альп: в Австрии есть специальные горные дороги, относящиеся к заповедникам, проезд по ним стоит в пределах 30 евро. Но те виды, которые проносятся за окном, когда вы едете по трассе, возможно, восхитительны, если ехать со стороны равнин белорусских. Мы ехали из Хорватии, и после ее горных видов ничего внушительного уже не увидели (глаз замылился:) ).

Итак, назад мы будем ехать по такому маршруту:

map 2

Брела - Госпич - Огулин - Карловац - Птуй - Марибор (Словения) - Вена (Австрия)  - Брно (Чехия) - Ченстохова (Польша) - Варшава - Тересполь/Брест - Кобрин - Минск

Для начала нам все-таки нужно выбраться из Беларуси. И вот до границы мы... не доедем! В запланированную субботу выезда мы проспали и выехали на часа 4 позже - около половины первого дня. На трассе между Кобрином и Брестом нам засигналил попутно "летевший" автомобиль, водитель которого указывал пальцем куда-то вниз. Мы остановились. И увидели... колесо. Вернее то, что от него осталось! В этот день был сильный ветер, и папа списал вибрацию автомобиля на природную стихию. Будьте осторожны. Если вас "потягивает" или вы чувствуете вибрацию, лучше остановитесь и проверьте колеса.

IMG_9459

Несмотря на  не приятность - покрышка "съедена", нас с Андреем настигло приключенческое счастье.   Задор оказался заразительным: малышня смекнула, что можно воспользоваться моментом и устроить игру с ключами и гайками. Муж мне тщетно пытался объяснить, каким ключом надо пользоваться и что делать с домкратом, если вдруг случится такое со мной в одиночестве. Из целого урока я запомнила только, где находится наша запаска -  на дне:)  (у рено расположение запасного колеса очень специфическое) .

IMG_9473Корень зла оказался вот такой костью (собачий клык или что-то вроде того).  Дырка была приличная. колесо, пробитое колесо

На запасном колесе мы вернулись в Кобрин, нашли СТО, где можно было купить резину, взяли два good year, поменяли.  На все это ушло у нас немало времени - день близился к шести, и мы решили, что наш трип переносится на завтра. В этом, конечно, большой выигрыш не бронирования: нас никто не ждет, мы никому ничего не обязаны.

В чем же преимущества бронирования отелей, апартаментов и т.д.? Во-первых, оно придает чувство уверенности, что вам не придется ночевать в машине и вы не останетесь под открытым небом. По опыту нашей поездки в Хорватию c детьми я сделала некоторые выводы:

1. Если вы едете куда-то  в сезон, лучше бронируйте жилье заранее. В сезон возникнет необходимость изрядно прокатиться, чтобы найти подходящее для вас предложение, а может случится и так, что местечко, в котором вы мечтали остановится, уже приютило таких же мечтающих, и вам придется перебраться в другой город или курорт. 

2. Бронь по интернету дешевле. Очень много предложений онлайн со скидками, при эффекте "незванный гость" вы платите стандартную стоимость отеля. 

3. Если вы планируете остановится в большом городе, ОБЯЗАТЕЛЬНО забронируйте номер заранее. В большом городе, чтобы найти отель, нужно покататься. Если вы хотите найти  отель со свободными номерами, иногда нужно покататься вдвое больше. Учитывая, что мы с вами с детьми и можем приехать в большой город ночью (предупредите об этом отель заранее),  то метание в поисках мягкой подушки покажется вам адским занятием. 

4. Пользуйтесь бронью, которую можно отменить бесплатно. И будьте внимательны: избегайте блокирования средств на вашей карточке владельцами отеля или апартаментов. Иногда такое блокирование остается в течение недели-двух (а иногда и месяца) после того, как вы покинули место проживания. 

Отель

3-х местный номер под Будапештом за 70 евро

Когда планируете останавливаться в придорожном отеле, учтите несколько нюансов. Придорожных отелей очень много в Польше, если вы едете не по скоростной дороге. Во всех других странах, особенно если вы едете по скоростной дороге, придорожные отели начинают появляться не ближе, чем за 70 км к большому городу. Нам стоило большого труда и терпения добраться до такого чуда в Венгрии (до Будапешта оставалось около 60 км), и  казалось, что, если вот еще чуть-чуть и ничего не появится, мы просто остановимся где-то на стоянке и будем спать в машине (после тысячи километров этого совсем не хочется, конечно). Часто такие отели-мотели не дешевые, как кажется (номер на троих с завтраком обошелся нам в 70 евро).

Раз уж заговорили про остановки и жилье, то еще немножечко полезных советов о том, что и где снять в Хорватии у моря для отдыха с детьми.

Платные дороги.  Платные дороги везде, кроме Польши (в Польше есть отдельные маленькие участки, но мы их не пересекали).  С оплатой все очень строго, штрафы большие. На выезде из Польши, если ехать по маршруту из Жешува (маршрут смотри выше), можно купить виньетки во все близлежащие страны - Словакию, Чехию, Австрию, Венгрию (для Венгрии вы покупаете не виньетку, не пугайтесь: вас за ваши деньги внесут в базу данных, и дадут вам чек - автомобиль на автомагистрале будет сфотографирован, и номер сверен с данными в базе).  Для внесения в базу вам нужно показать тех. паспорт. Стоимость виньеток зависит от срока, на который вы их приобретаете. Подробности по каждой стране можно посмотреть на autotraveler.ru, но я нашла несоответствия в ценах (может, вина всему спекуляция на границах?) Покупать виньетки на границе Польши со Словакией можно за евро или злоты. Выгоднее платить в евро.  Мы покупали виньетку в Словакию (на autotraveler цена указана как 10 евро, мы платили за 10 дней 14 евро)  и оплачивали венгерские дороги (10 или 11 евро, на сайте указано 10 за 10 дней)  за польские злоты.

Дороги Хорватии оплачиваются в соответствии с расстоянием, которое вы проедете по автомагистрали. Платить можно в евро или кунах (здесь тоже нужно внимательно относится к сдаче - мы заметили  нечестность по отношению к туристам на пунктах оплаты).

На границе Хорватии со Словенией продаются словенские и австрийские виньетки, платить можно кунами или евро, цена - 15 и 8. 30 евро на 10 дней. Нашла чек за чешскую виньетку - 17 евро. В информации на autotraveler цена приблизительно 12 (спекуляция?)

На белорусскую границу с Польшей мы выехали в 8.30 в воскресенье, прошли границу за полтора часа - около 11 мы в Польше.  Для тех, кто хотел бы избавиться от всяких приключений на белорусской границе, вот несколько советов:

IMG_9467

  1. Заранее купите зеленую карту (автомобильная страховка, которая распространяется на страны ЕС). Это можно сделать также и на пограничных пунктах пропуска.
  2. Посмотрите очереди на границе онлайн  и решите, где вы быстрее проедете.
  3. Если вы путешествуете на автомобиле с ребенком до трех лет, предупредите об этом пограничника, и вас пропустят без очереди с белорусской стороны. Со стороны Польши, Литвы или Латвии вас уже не пропустят - привилегиями там обладают только дипломаты.
  4. Если вы везете с собой много фототехники или любой другой техники, лучше задекларируйте ее по дороге в ЕС, или возьмите любые доказательства того, что с этим вы едете еще из Минска (Москвы, Пекина и т.д.). Как бы смешно это ни звучало, но, если ваша машина чем-то не понравится и по возращению домой вас решат отправить на досмотр, вы можете провести пару часов, доказывая, что ваш личный «инвентарь» – это ваш «инвентарь», и вы не везете его на продажу, он не превышает 1500 евро, и вообще, уже лет пять находится в вашем пользовании (подробнее о том, как успешно и быстро проехать транзитом через Беларусь, я писала здесь ).

Наша история только начинается, а значит, продолжение следует. До встречи на... Плитвицких озерах!

текст и фото Зарина Бобко