Брела, Хорватия: фишечки семейных путешествий

Сегодня о моих секретно любимых местах. О счастливой и размеренной жизни. О спокойствии, которое даровано старикам, о романтике, которая украшает юных, о гармонии, которая живет в семье...  Скрашивая лирику, разбавим наше блюдо финансовыми подробностями, приправив  другими тревел-изюминками. Итак, Хорватия, Брела.  О географическом контексте Макарской Ривьеры я рассказывала в прошлый раз, как и о причинах выбора сих неблизких красот. Горы, море и хвоя – балканский мотив, если влюбиться в него однажды, то эта любовь останется с вами  навсегда.

Я буду пиарить природную нежность и тишину, и все, кто проникнется, возможно, захотят подобного. Добавить в этот коктейль крымское бедствие - и все страждущие и алчущие вдруг скопом отправятся в Брелу. Поэтому в этом году там может случиться гипер перенаселение.

Как добраться в Брелу или кое-что о хорватских дорогах

Брела, Хорватия, карусели на побережье

Детская площадка на побережье

В Брелу мы приехали около четырех дня. Ехать можно по-разному. Есть платная дорога, на которую вы можете попасть через километров 20-30 от границы: ехать по направлению к Загребу и дальше, через  Среднюю Далмацию, прямиком на Макарскую Ривьеру. Дорога сказочная - скоростная магистраль. По ней мы возвращались обратно, пролетев всю Хорватию в течение часов шести-семи, дальше – в Словению, через Австрию и Чехию, к 12 ночи остановились в отеле в Польше (это учитывая пробки после Загреба на словенской границе и жуткую пробку на австрийско-чешской). Белорусского топлива нам хватило где-то до Плитвиц (машина-дизель, бак на 80 литров, хватает на 1200-1300 км). Для езды по Хорватии и на обратную дорогу мы заправлялись в Хорватии (здесь самое дешевое топливо из всех транзитных стран) – около 1,3 евро литр. В Хорватии очень много длинных, впечатляющих тоннелей, проложенных в горах. Они в длину бывают и километр, и пять! Замечательный аттракцион для детей и взрослых:) Впрочем, можете подробнее почитать, как ехать на машине в Хорватию.

Поскольку первый хорватский день мы посвятили Плитвицким озерам, останавливаясь после прогулок в кемпинге под Задаром, то на семейном совете решили, что не можем просто промчаться по магистрали от Задара в Брелу. Нам хотелось красивой дороги, которая идет вдоль побережья. В качестве бонуса к красоте – бесплатность. Скорость этой дороги не магистральная, плюс населенные пункты, где нужно притормаживать, но зато можно увидеть прибрежную Хорватию, домики с традиционно красными крышами во всей своей перспективе, море, и виды на острова.  Если вы выберете бесплатную дорогу вдоль побережья, учтите один хитрый хорватский трюк: все указатели будут стараться вывести вас на платную магистраль, иногда даже сбивая с пути, а  указателей на дорогу вдоль побережья может и вовсе не быть.  По этой причине мы ехали исключительно по навигатору, отключив функцию платных дорог.

Брела Хорватия

Улицы Брелы

Заезд в Брелу достаточно необычный. Дорога вдоль побережья пролегает высоко в горах, а Брела находиться у горного подножья. Чтобы оказаться в чудесном местечке, нужно по указателю на Брелу спускаться вниз. С парковками в Бреле все очень сложно: парковки или частные возле вил, в которых вы будете жить или…машину поставить фактически негде.  При броне жилья для автомобильных путешественников этот нюанс – нюанс номер 1.

Брела. Ориентирование на местности

Мой дорогой муж в плане парковок всегда показывает мне мастер-класс и напоминает, что я - девочка: он может поставить наш кавердос в такое пространство, где мне покажется, что не влез бы и запорожец. Примкнув машину куда-то там, где вроде и стоять нельзя, но машины стоят, мы пошли осмотреть местность, население и обильность туристов, а заодно и расспросить, как обстоят дела с жильем (еще раз напомню: мы ничего не бронировали).  Середина августа, этот день в Бреле после обеда затянуло тучками – без дождя, и солнце не обжигает. В половину пятого народ с пляжа уже расходиться, остаются самые страстные поклонники моря. И вот мы понимаем, что расходиться ужасное количество отдыхающих. Это значит…днём здесь туристический ад. Нет, даже не ад. Настоящее пекло. Смотрим карту Брелы - пляжи тянуться  на километры, а мы в самом центре.

brela-map

Значит, можно будет найти укромные места. Побродив по галечному пляжу, залезли в водичку - парное молоко! Море чистое, без медуз (как в августе в Крыму), без ежей (как в Черногории), без… вообще без. Без всех и всего! Муж нырнул и расстроился, что дно – это вам не египетские кораллы. Для меня такой природный бассейн -  сказка. Я боюсь волн и глубины, а тут первого нет, а во второе можно не заплывать (но глубина хорошая). Мой вариант! И для детей, конечно: запустил в воду с надувным девайсом и лежи себе под елочкой, приглядывай. Кстати, о хвойных.

Брела Хорватия, хвоя

Это именно то, почему Макарске и всей Ривьере можно простить наплыв любопытных, семейных и романтичных: пушистые ветки сосен (а они сильно отличаются от наших местных) свисают над пляжами, как естественные зонтики. Если захотите солнце, то просто пройдите к береговой линии, где заканчивается хвоя. В Черногории мы такого не встречали: елки есть, но чтоб так близко!.. Пляжи Брелы тоже достаточно разные: есть галечные, есть песчаные. Есть ровные, есть каменистые.

Такое впечатление, что здесь ждут  самых капризных гостей.

Черногория или Хорватия?

В плане отдыха и выбора «Черногория или Хорватия?» я для себя определила так: Черногория дороже (все-таки ценники в евро),  но архитектура мне показалась разнообразней, ближе к итальянской, страна православная (если для вас это важно). В Хорватии природные ресурсы покруче, выбор местности для отдыха разнообразнее (островов-то сколько! и береговая линия длиннее), страна католическая. По Хорватии кататься на машине проще и безопаснее (таких серпантинов, как в Черногории, я не встречала нигде, и мне, если честно, туда жутко страшно ехать на машине через черногорские горы). Ехать в Черногорию через Хорватию, особенно, если отпуск большой -  неплохой вариант, но на платную дорогу по Хорватии придется раскошелиться.

Для отдыха с маленькими детьми я бы выбирала Хорватию: побережье и заходы в море больше адаптированы для малышей, ежей, острых камней нет (многое, опять же, зависит от части страны, в которой вы собираетесь обитать).

Брела, апартаменты

Итак, ищем жилье. Хозяева на нас смотрят с удивлением: ребята, здесь центр, лучшее место и пик сезона, вы ничего не найдете. Ну, может быть, где-нибудь на обочине илине в центральной части Брелы, в горах.  И, в самом деле, три часа поисков, мы все устали, а результатов никаких. Я уже писала, что таблички со словами «сдается» не работают, если рядом нет дополнительной таблички «свободно». Итого, получается, что везде все сдается, но все занято. Нашли что-то за 80 евро у самой трассы, нам не понравилось. Тем более, мы рассчитывали на апарты за 40-60 евро, не дороже. В реальности апартаменты в Бреле стоят 70-140 евро, на более дешевый вариант до 25-августа на Макарской Ривьере можно и не рассчитывать.

Случилось же все вот как.

Вселенная, конечно, поняла, что мы проехали много сотен километров и ехали семейством именно в Брелу, а не в Дубровник, Сплит или Риеку. Андрей (муж ходил на все переговоры о жилье, не зная английского, и отлично справлялся) пришел и смеется: хозяйка ничего не понимает по-русски, скоро придет ее брат, и надо спросить у него. Тогда уже я с девчонками выползаю из машины и иду разговаривать с хозяйкой: оказывается, молодая женщина всего лишь сестра хозяина вилы, где сдаются комнаты с удобствами (душ, туалет, интернет, вентилятор) за 40 евро, кухня общая – за дополнительную плату - 5 евро.

Брела, Хорватия, вила, апартаменты

Наша вила (3-й этаж)

На безрыбье и рак рыба! Мы ждем хозяина, который должен нам раскрыть тайну -  есть ли свободный номер. Пока хозяин по имени Мате успешно рыбачил, мы прокатились еще немножко в поисках жилья, и приняли как факт: или нам повезет, или мы обречены на кемпинг на ближайшую ночь. Мате пришел. И дал свое благословение. Комната, с прекрасным видом на море, с лоджией, которая прячется от жгучего солнца огромной сосновой веткой, - все это наше!

Признаться честно, комнатка предстала перед нами маленькая: две полуторные кровати, шкаф, тумбочки и вентилятор (и отличный вай-фай). Но днем в номере мы практически не бывали, приходили только вечером попить вина, помыться и выспаться, так что наш отдых подобный фактор совсем не испортил (кстати, дети по вечерам бегали по всему дому, заигрывая с хозяйскими мальчишками, гостевыми собаками и улыбчивыми приезжими). Лоджия оказалась настолько великолепной, что мы очень быстро забыли о миниатюрности нашего нового жилища.

Брела, Хорватия, лоджия

Волшебная лоджия

Андрей же через пару дней перебрался спать на открытый воздух в спальнике. Я как-то решила разузнать, как ему спиться на лоджии, и осталась там до утра: спать под звуки хорватской музыки с запахом морского бриза оказалось куда приятнее, чем под  шум вентилятора. Если комнату утром закрыть деревянными ставнями с жалюзи (какие прекрасные испанские ставни!), то она не нагревается за день. И находиться в номере, не заполненным  раскаленным воздухом, вечером очень комфортно -  необходимости в кондиционере не возникает.

Брела: как можно проводить день, чтобы отдохнуть с детьми у моря

Для этого блюда достаточно много плавать и валяться под сосновыми ветками, разбавляя все соусом из поездок в города с многовековой архитектурой.

Жили мы, скажем, если измерять привычными отельными линиями, где-то между второй и третьей, даже ближе к третьей. Благодаря этой высоте у нас открывалась роскошная панорама, плюс фитнес каждый день – ух, приятный!

Брела, Хорватия, вид из окна

Вид из номера

К морю без малышни идти минут 9, с детворой -  в два раза дольше: обычно поход на море -  это неспешная прогулка,  с заходами в местные лавочки  со сдобой и фруктами, сувенирами и китайской всячиной.

Самый жесткий совдеп, который мы встретили в Европе, настиг нас в Хорватии. И это - полотенца на пляже по утрам. Хорватия, Брела славятся своим длинным космическим побережьем, где пляжи на любой вкус и размер, но детные люди (я их прекрасно понимаю), которые живут в центре деревушки, не в силах перемещаться на ногах (только так, только так…) с малышней километров этак пять, чтобы никто не забил полотенчиком место под солнцем. В этой части, вдобавок ко всему, много ресторанов, всегда можно на обед после пляжа без захода домой заскочить откушать свою трапезу.

Брела, Хорватия

Этот кошмар мне удалось наблюдать дня два. Вхождение в транс с аниматором.

Полотенца на пляже - это самый большой позор, который придумали не только славяне, но… и сами жители Европы! Конечно, я подозреваю, что к этому дурному примеру их приобщили мы, дикари и вандалы)), и все отдыхающие решили бороться друг с другом этими же методами. У меня была идея прийти рано утром и собрать все полотенца в кучу, а если кто-нибудь спросить в чем дело, указать на табличку, где черным по белому написано, что вещи на пляже без присмотра не оставляются и будут оттуда удалены.  И все-таки, до благородного воспитания я не дошла, ибо «это не наш метод». Почесав затылки, мы, к стыду своему, стали заниматься тем же: утром по очереди с мужем менялись походами на пляж, где купались в безлюдной и теплой воде, кристальной, как боржоми, а потом оставляли под сосной полотенчико, приплюснутое камешками. Если прийти на пляж не в 7.30 или не в 8.00, то все места в тени, как на базаре, будут разобраны другими вандалами. В чудесной Бреле живут по законам джунглей, и это мы быстро усвоили. В остальном же местное население и туристы -  милые люди.

Вдоль побережья много обменников, нигде комиссию не снимают, но курс немного заниженный по сравнению с тем же Сплитом (на 2013 год 7,3 куна за 1 евро vs 7,45 или 7,5 в Сплите).

По дороге после утренней морской ванны можно купить на завтрак вкусную свежую сдобу (на 2-3 евро для всей семьи), в это время просыпается веселое семейство, мультиварка готовит завтрак… такое беззаботное тюленье время:) Некоторые крупы я брала с собой, дабы не бегать по гипермаркетам в бакалеях и потом не удивляться, почему дети не едят местную овсянку (наши девочки очень любят каши на завтрак, и в то же время к ним они очень привередливы, европейские крупы же часто отличаются от белорусских). Когда вся семья помылась/побрилась, дети наелись/набегались, собираем всех в охапку и к часам 10-10.30 идем к морю. Поход на море – это обязательно фрукты по дороге (в гипермаркетах приблизительно цены такие же, но у местных продаются инжир, персики, виноград, арбуз из частных садов), на перекус еще остается свежая сдоба. Цены на фрукты почти белорусские, иногда даже дешевле. Водные процедуры – до часов 2-х - 3-х, дальше обед в ресторанчике.

На троих обед (считаю без младшей Ксю, т.к. на тот момент она не съедала свою порцию, а питалась тем, что ей приглянется в папиной/маминой тарелке) выходил у нас обычно в диапазоне 20-35 евро без и с напитками соответственно. Рыба достаточно дорогая в ресторанах, но попробовать надо обязательно. Все хвалят дораду – местная рыбешка. Мы же ее покупали в гипермаркете (еще можно у местных, если найдете) кило за 10 евро (в ресторане Брелы О.5 кг дорады стоит 100-120 кун), и нам ее приготовил хозяин вилы на огне. Это оказалось самое вкуснейшее морское блюдо, рестораны отдыхают.

Брела, Хорватия, дорада, вила

Хозяин вилы Мате готовит для нас дораду

Дорада, Брела, Хорватия

Хвастаюсь. Дорада, приготовленная на огне

В гипермаркетах есть все, что нужно для малышей: девайсы, памперсы и питание. С собой, если вы не нуждаетесь в чем-то особенном, можно многое не брать. Ближайшие супермаркеты в Макарске, ближайшие гипермаркеты мы нашли только в Сплите (может, пропустили где-то в Омише, но не уверена).

Вечерами, когда спадало солнце, мы уходили далеко вдоль побережья. Настолько далеко, насколько хватало дневного света и детского терпения. Где-то по дорожке находили кафешку с блинчиками и мороженным и присаживались откушать свой ужин.

Прогулки

Иногда мы делали вылазки в Макарску (около 18 км от Брелы) и Сплит (50 км). Выбирали вечернее время или смотрели по погоде, если предвиделся не очень солнечный день, то этот день - идеальный для поездок. Правда, таких дней практически не было))

Измеряем улочки во дворце Диоклетиана в Сплите

Самые дешевые и разнообразные сувениры мы встретили в Сплите. Хотя отдельные штучки по ценам выигрывали в Бреле или в Макарске.

Обычно мы не сторонники лежаний и валяний, но этот небольшой отпуск мы задумывали для отдыха, который восстанавливает силы.

Хорватия и Брела нас реанимировали, подарив  спокойное море, вдохновенную хвою и райское настроение.

Зарина Бобко и все-все-все:)