Национальный парк Плитвицкие озера в Хорватии

Моей давней мечтой были каньоны Аризоны. Лет 10 назад один американский мачо, узнав, что я увлекаюсь пленочной фотографией, совсем безвозмездно (американцы по своей природе мало что делают безвозмездно) принес мне полистать альбом Ансель Адамс с шикарными разворотами, где пространство впечатляло могуществом: каньоны казались невероятным чудом Америки. И все-таки, до каньонов я не добралась (это пока). Зато открыли с семьей для себя национальный парк  Плитвицкие озера в Хорватии. Парк  значительно ближе к нам, чем каньоны, и по уровню эстетического восторга, думаю, отнюдь не уступает.

Как добраться до Плитвицких озер

В Хорватию на машине мы ехали с детьми вот по такому маршруту - я писала об этом раньше. Теперь мы останавливаемся на хорватской границе – очереди нет никакой, но документы проверяют -  наличие многократной шенгенской или хорватской визы  -  и ставят штамп, подтверждающий наш выезд из ЕС (да, Хорватия уже вошла в ЕС, но у них до 2014 года такой вот каламбур с документами).

У пограничников спрашиваю, когда уже надо платить за дорогу (чтоб случайно терминал какой-нибудь не проскочить). Мне с улыбкой отвечают, что оплата будет дальше и мы все увидим. Действительно, при каждом въезде на магистраль вы получаете талон в терминале-автомате (без него шлагбаум вам не откроется) и на съезде с магистрали надо оплатить расстояние, которое вы проехали. Например, вы заехали в Загребе и выехали в Дубровнике -  заплатите 220 кун (денежная единица Хорватии  - куны; 7,45 кун = 1 евро). Оплата может быть как наличными так и картой, как в евро, так и в кунах. Мы бы советовали внимательно относиться к сдаче:  это один из видов туристического надувательства -  дать сдачу в виде монетки поменьше или совсем не дать. Возле одного такого терминала человек-кассир долго смотрел на наш номер и потом озвучил: «Ого, я таких номеров еще не видел!» Конечно, мы не из ЕС, не из РФ, да и признаться, сами таких номеров в Хорватии не видели – в общем, редкий зверь.

карта к Плитвицким озерам

Итак, едем под Карловац, дальше, как рекомендовали путешественники с форумов, останавливаемся в любом месте, где написано Sobe или Zimmer (сдается) на протяжение участка Карловац  –  Кореница (не доезжая до Кореницы, вы и найдете парк -  у него два входа, если проскочили один, смело можете ехать дальше).  Под Карловацем мы съезжаем с магистрали (за участок чуть дальше границы до Карловаца мы заплатили около 5 или 7 евро -  точную сумму не помню).

И здесь у нас начинаются первые приключения.  В нашем кошельке совсем нет кун. Нам бы уже не помешало заправить машину; когда мы остановились в придорожном кафе купить сендвичи и йогурты, нам озвучили один курс с комиссией, в итоге посчитали совсем по-другому и не в нашу пользу.   Начинаем подозревать, что на заправке с евро будет совсем грустно. В Карловац мы поапали в 20.00, все закрывается (в гипермаркете невыгодный курс), банки не работают. Кто-то из прохожих подсказал, что в евро отеле будет обменный пункт. Ночь в этом отеле стоит 70 евро, если кому-то совсем не хочется проехать дальше. По дороге к озерам будет ооочень много жилья, и цены в два-три раза ниже. Итак, в отеле действительно оказался мужчина с денежным запахом. Назвав приличный курс - 7, 4 куна за 1 евро, человек-деньги ничего не сказал про комиссию -  4 процента. Теперь представьте, что вы отдаете по 4 евро с каждой сотни: «У нас везде комиссия».  Я быстро прихожу в себя и понимаю, что это очередной развод. Дальше ситуация напоминала  кино: дружище, верни деньги, оставь себе свои 4 процента. Мы меняем 50 евро на хлеб насущный и удаляемся восвояси.

Дорога между Карловацем и хорватским национальным парком – это горный и крутой серпатин, быстро не разгонишься, на поворотах порой дух захватывает. Вдобавок мое  воображение требовало экзотики: очень хотелось остановиться в кемпинге и поставить палатку (европейский кемпинг – это же не просто полянка, это среда обитания со всеми удобствами, гармонично вписанная в природный ландшафт). Андрей предложил перенести воплощение задуманного: человеческое тело имеет свойство уставать, напомнил мне муж, и ему – телу –  не помешает горизонтальное положение уже вот прямо сейчас.  Девочки посапывали - их на поворотах укачало до глубокого сна - оставались мы, неугомонные родители.

Отели и... бунгало возле Плитвицких озер

домик в горах, бунгало, Хорватия

Мы остановились в одном из придорожных отелей. Как оказалось, в этом отеле за одну и ту же цену  можно было снять двухместный номер и бунгало. Бунгало? О, бунгало в горах… звучит минимум романтично. 28 евро (да, можно платить в евро. "По местным правилам" у нас попросили паспорт, который мы забыли и возвращались за ним уже с озер) -  и бунгало наше. Собственно, это маленький деревянный домик со всеми удобствами (и даже телевизором) с двухэтажной кроватью. Из домика утром можно выпустить детей бегать на полянке, а самому остаться готовить завтрак (у нас с собой мультиварка –  наш маленький хит сезона). Завтрак, если он не обязательно включен в меню отеля, мы не покупаем: дети часто воспринимают кафе или ресторан как новую площадку для игр, и аппетит у них может проснуться, когда мы из этого ресторана уже ушли. Возле самого парка Плитвиких озер тоже есть отели, достаточно пафосные, и, наверное, не очень дешевые.

Итак, бунгало. Вот здесь мы проведем ночь и проснемся утром в состоянии «а потом они поспали еще часик, и еще часик». На озера лучше ехать рано утром (парк работает с 8.00), когда не будет толп туристов. К 12.00, как туда приехали мы, туда подтягиваются все спящие и не спящие, и толпы народа вам гарантированы.

плитвицие озера, Хорватия, туристы

Где припарковать машину в Плитвицах?

Мы подъехали ко входу номер два (вход номер один мы проскочили). Возле национального парка озер нужно поставить машину (мы не делали это на платной стоянке за 7 кун в час - на стоянке и мест не было, и машину можно поставить вдоль дороги), минут 15-30 постоять в очереди за билетами (билеты стоят 110 кун, детям  55 кун, до семи лет – бесплатно), купить или не купить что-нибудь не нужное (сувениры от Плитвиц).

Плитвицкие озера - что это и куда здесь идти?

И вот, наконец-то, всем семейством мы отправились в царские палаты природы. Взяли мы с собой коляску-прогулку для Ксени – со слингом в этот период мы не очень дружили. Сложности у нас с ней возникнут - коляску просто невозможно перемещать по деревянным дорожкам, но ведь не все дорожки деревянные, да и коляска-трость превращается в трость…  Наше таскание-старание сего колесного девайса оказалось не напрасным, малышка в ней все-таки уснула после трех-четырех часов нашего созерцания (всего мы провели в парке шесть с половиной часов).

Плитвицкие озера, как вещает вики, были частым местом для проведения боев во время Югославских войн (признаться,  узнала я об этом сейчас, когда пишу эту историю), в настоящее время парк полностью разминирован, а инфраструктура заповедника восстановлена.

На подходе  непосредственно  к озерам стоят гиды (похожи на проверяющих билеты), у них можно спросить, куда вам лучше сразу пойти (на каждом билете есть карта заповедника), они покажут «вот сюда с детками будет гуд».  На самом же деле, идите, куда глаза бегут. Только идите, чтобы  успеть прогуляться по всему парку (это очень длинный маршрут, его можно сократить, но обязательно надо увидеть царя всех водопадов - самый большой водопад).

Плитвицкие озера, водопад, Хорватия

В парке есть паромы, которые перевозят людей через большое озеро, по этому же озеру можно покататься на лодке (паром вы уже оплатили своим входным билетом, а вот лодка берется напрокат за отдельную плату – 50 или 55 кун). Мы, туристы с маленькими детьми, провели в парке 6 часов, и практически успели увидеть все, от чего замирает сердце. Если вы большой и сильный и умеете пользоваться ногами, у вас уж точно все получится (только не забывайте, что ваши дети с удовольствием, бегая с вами наперегонки, присядут где-нибудь на пикник).

Об озерах можно говорить и писать отзывы сколько угодно, но их надо увидеть хотя бы раз в жизни: соприкасаясь  с такой природной красотой, понимаешь, что рай на земле действительно был...

Фото Плитвицких озер

Итак, самое главное.  Здесь я постаралась сделать для вас  серию фотографий  национального парка  и нашего семейного драйва с  прогулки по Плитвицким озерам, чтобы вы получили хотя бы интернетную долю радости.  Вдохновляйтесь!

Плитвицкие озера

Вода очень прозрачная, бирюзово-лазурная, как само Адриатическое море.

Мы перебрались на пароме и нашли маленький "пляж", где дети голышом поспешили попробовать озера на вкус.  В этой части парка - кафешки и забегаловки, можно купить напитки и всякого рода перекус. Оплату в евро здесь  принимают.

Вот они,  те самые виды, ради которых сюда захочется даже  ленивому.

национальный парк Плитвицике озера, Хорватия

национальный парк Плитвицике озера, Хорватия национальный парк Плитвицике озера, Хорватия национальный парк Плитвицике озера, Хорватия

К этому водопаду мы спускались сверху. Было высоко, ступеньки крутые - отличная зарядка для  блоггеров.  Возле водопада  - площадка и масса фото сетов.  Индонезийки с Бали очень захотели фото на память с  девочками.

Маше идея понравилась, и она вошла во вкус фотосессий с туристам.

Теперь идем в пещеры.

Хочешь в пещеру-грот? Вот тебе крутая лесенка.

Кто осилил лесенку, получит красивый вид и отличное настроение.

Кажется, самое лучшее в этот день случилось. Босиком по дорожкам и - на автобусную остановку, с который автобус довезет наше семейство к выходу, где остался  автомобиль.  Это был август, 2013, на память бабушке, которая читает про нас:)